Меню
16+

Сетевое издание ВАША ЗВЕЗДА

18.06.2021 11:17 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Горькое эхо войны

С.И. Федорченко

22 июня — День памяти и скорби

Война, зловещая, бездушная: каждая семья была опалена её пожаром, горьким эхом отозвалась она в сердцах людей. Многие добровольцами уходили на фронт, дома оставались женщины, старики и дети. В ту военную пору моя семья проживала в деревне Глинкино, где все друг друга знали и на фронт провожали все вместе.

Из Павлоградского района ушли на фронт 4468 человек. Опустели дворы, дети стали не по возрасту взрослыми. На животноводческих фермах и в полях работали старики, женщины и подростки. Для жителей нашего района зима 1940 и весна 1941 годов оказались довольно трудными: большой падёж скота, весеннее наводнение уничтожило почти все озимые посевы, поэтому Великую Отечественную войну павлоградцы встретили в очень сложных условиях.

Фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны прошёл и мой отец Сергей Иванович Федорченко. В 1941 году ему было уже тридцать пять лет, три маленьких дочери и больная жена. И он не мог, как потом говорил, не имел морального права оставаться дома. В числе первых он ушёл защищать свою семью, нашу землю от коварного агрессора.

Воевал мой отец в 559 артиллерийском полку. Был дважды ранен. Первый раз осколочное ранение пришлось в ногу, и после госпиталя он вернулся в строй. Но во втором бою шальные осколки полностью раздробили ему правую руку. И снова госпиталь. После нескольких тяжёлых операций руку сохранить так и не удалось и его комиссовали. За проявленное мужество Сергей Иванович награждён медалью «За боевые заслуги».

Домой фронтовик вернулся в конце 1944 года, где его ожидали большие трудности.

Моим старшим сёстрам пришлось пережить и голод, и холод. Мама умерла, не дождавшись Победы, остались они со старенькой бабушкой. Выживали, как могли. Все жили скромно, но делились последним кусочком хлеба. Из воспоминаний сестер: «Жилось, ой как тяжело. Осенью собирали колоски, печь топили соломой, питались, чем Бог пошлёт: макуха, горох».

С приездом отца стало немного легче. Он сразу же пошёл работать, брался за любое дело. Ему пришлось привыкать обходиться одной рукой. Девчонки понимали всё и старались абсолютно во всем быть ему помощниками. Косить траву (косили лучше, чем взрослые женщины), отремонтировать загон для коров, а коров доить вручную было просто привычным занятием.

В деревню приходили похоронки и известия о безвести пропавших. Всего пропали безвести 1122 павлоградца. Такое известие пришло и в семью Марфы Павловны Безрук. Она осталась с двумя маленькими детьми, когда её муж ушёл на фронт. Одной поднимать детей и выживать, конечно же, было тяжело.

Не возьму на себя смелости сказать: по любви мои родители тогда поженились или житейские трудности их соединили, но образовалась новая семья, чему я безгранично рада. Мама родила ещё троих детей: двух мальчишек и меня.

Это были послевоенные годы. Мы росли в большой семье, но в любви и заботе, особенно со стороны старших сестёр. К тому времени отец работал бригадиром в животноводстве. Наша жизнь и жизнь деревни потихоньку стала налаживаться. А может быть, нас так оберегали, и нам казалось, что мы живём хорошо, и трудностей совсем нет. Во всяком случае, своё детство я вспоминаю с трепетным чувством любви к тому времени.

Тихими вечерами мы любили собираться всей нашей дружной семьёй. Говорили обо всём, но тема войны была почти закрыта. Отец сразу же становился задумчивым, немногословным и чаще всего уходил от разговора. Ох, как я сейчас жалею и виню себя за то, что не смогла разговорить, вызвать его на откровенный разговор и расспросить, записать или хотя бы запомнить даже те папины скупые воспоминания.

Прошли годы. Родителей уже нет, но мы храним их фотографии, которые хоть на время возвращают нас к ним. Теперь уже я своему сыну и внуку передаю всё, что знаю об отце. Я уверена, «нет на свете семьи такой, где б не памятен был свой герой».

Прошло 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны, но при одном воспоминании о войне мы вздрагиваем, и холодом пронизывает наши души. И каждый из нас при виде клина журавлей представляет тех, кто уже никогда не вернётся в родной дом, где их любят, помнят и чтут.

А. Бохан (Федорченко), дочь ветерана, р.п. Павлоградка

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11