Меню
16+

Сетевое издание ВАША ЗВЕЗДА

03.11.2021 11:50 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Человек, которому везло

Нина Фёдоровна Величко никогда не забывает своих дорогих людей, согревших её любовью в страшные годы войны

Как считает Нина Фёдоровна Величко, отмечающая свой 80-летний юбилей, ей всегда на жизненных путях везло на встречи с хорошими людьми, позитивными событиями.

Но если посмотреть со стороны на её прожитые годы, то и невзгод, испытаний женщине досталось столько, что хватит на десятерых человек и ещё останется.

Начать с того, что счастливой дату её рождения, 9 ноября 1941 года, не назовёшь. Отец, кадровый военный, Фёдор Сергеевич Добренков служил накануне тех страшных событий на Украине в г. Белая Церковь. Беременную жену Раису Стефановну он отправил, как считал, в тыл, на Брянщину, в маленькую деревушку, расположенную неподалёку от старинного красивого городка Севск, всегда стоявшего на рубеже российских границ и на пути из Москвы в Киев.

Севск оказался на северном выступе Курской Дуги и представлял для немецкого командования важное стратегическое значение. Его захватили 1 октября 1942 года. В итоге он оказался в гуще боёв и сожжён дотла. Дважды освобождался Красной армией: в марте 1943 года, но снова перешёл в руки немецких частей, и окончательно – 27 августа.

А в маленькой деревеньке Новоямская родилась и подрастала девочка Нина, ничего не подозревавшая о страшной войне, но вскоре хлебнувшая её чёрной горечи сполна. Кто-то донёс оккупантам, что Раиса – жена военного, и она попала в лапы гестаповцев. Избитая, еле живая, вернулась она домой и вскоре умерла.

Осталась годовалая сиротка со старенькой бабушкой, чем питались, как выжили, остаётся только гадать.

Когда немцев прогнали от города, маленькую Нину и ещё много таких же обездоленных детишек собрали в детприёмник, чтобы распределить по детским домам. Но тётка её, сама ещё несовершеннолетняя девчушка, пешком проделала неблизкий путь до деревни Война, не попавшей под оккупацию, и где проживали родители Нининого отца.

Бабушка Мавра и дед Сергей Добренковы тут же послали за внучкой младшего сына Николая. Маленькая худенькая девочка сначала испугалась незнакомого и, как ей тогда показалось, страшного дядьки, но пошла за ним, однако всю долгую дорогу так и не подала ему руки. А за околицей деревни внучку уже поджидала бабушка с бутылкой топлёного молока и пирогами с фасолью (их женщина, по её признанию, любит до сих пор). Тут же, на пригорочке, голодный ребёнок умял всю эту вкуснятину, и сытая, довольная пошла с обретёнными родственниками до их хаты, ставшей ей на долгие годы отчим домом. Шла, крепко держа бабушку за тёплую руку, а у калиток стояли женщины, утирая нечаянные слёзы, глядя на сиротку. «А я удивлялась, чего они плачут, всё же так хорошо», — вспоминала тот момент женщина…

По тем временам, жили Добренковы неплохо, была корова на подворье, на внучку стала приходить офицерская пенсия отца, о судьбе которого она узнала много лет спустя. Даже фуфайку, валенки, сапоги, телогрейку и прочую кой-какую одежонку выдавали. В семье её все жалели, даже строгий к другим домочадцам дед никогда не прикрикивал.

Училась Нина в местной семилетней школе хорошо. И с какой гордостью носила она красивое зимнее пальто, купленное ей к старшим классам дедушкой с бабушкой, такое было только у дочери директора школы.

Среднюю школу девочка заканчивала уже в другом селе, жили при интернате, питались тем, что привозили из дома.

Закончив школу, девушка стала работать в библиотеке в организованном в соседнем селе новом совхозе, ещё и за клубом присматривала. Тут и первые чувства проснулись. Думала, что так и останется жить здесь навсегда.

Но дядя Николай, испугавший её так в раннем детстве, давно ставший взрослым и съездивший в Сибирь, как раз в Павлоградский район, на поднятие целинных земель, решил со своей семьёй и старенькой бабушкой перебраться сюда на постоянное место жительства. Тем более в деревне Назаровка и квартиру для них построили.

О племяннице он также позаботился, побывал в отделе образования, и для неё предложили вакансию учителя начальных классов в деревне Ясная Поляна, тем более, что она заочно поступила в пединститут.

Стать учителем девушке очень хотелось, и она отправилась с ними в новые места. Что поразило по дороге, что ни одного деревца не попалось, степь и степь.

В тесной хате для педагогов жили кучно, но без ссор. Тут и судьба её женская сложилась. С мужем Николаем Афанасьевичем сначала жили здесь, но его после всех отсрочек забрали на службу в армию, а молодой жене пришло время рожать первенца. С дочуркой Мариной вдоволь и не понянчилась, пришлось выйти на работу.

А дочурка оставалась с соседями, добрые люди, по признанию Нины Фёдоровны, встречались ей чаще, чем недобрые, всегда находился тот, кто становился другом или хорошим соседом на долгие годы.

Вернулся муж со службы, и его, как учившегося в индустриально-педагогическом техникуме, пригласили в райцентр в открывшееся профтехучилище мастером. Целый год он ездил на работу из Ясной Поляны, а потом супруги приняли решение переехать в Павлоградку.

В семье подрастал к тому времени и сын Александр, и работа нашлась в новом детском саду «Зайчик». Два выпуска успела сделать воспитатель Н.Ф. Величко за десять лет, в работе с малышами нашла она своё призвание.

Но никак не ожидала, что судьба ей преподнесёт ещё один сюрприз. Как члена партии, однажды её вызвали в райком и предложили стать заведующей этого беспокойного детского учреждения. И вот с 1977 года до ухода на заслуженный отдых она с головой была погружена в административную деятельность. Давно выросли её дети, Марина стала врачом-педиатром, Александр – судьёй. Взрослые и четверо внуков – Вячеслав, Антон, Константин и Егор. Есть и маленький правнук Лёвушка.

По своей малой родине, Брянщине, она всегда скучала, но посетить удалось родные места лишь раз, когда дети подросли.

Об отце достоверные сведения сирота войны смогла получить только в 2007 году из Центрального архива министерства обороны. В нём значилось, что Добренков Фёдор Сергеевич в составе частей Юго-Западного фронта пропал без вести. Сведения взяты из картотеки учёта и безвозвратных потерь офицерского состава. А до этого дочь солдата получала на многочисленные запросы лаконичный ответ: «Не значится».

Даже пройдя через такие испытания, серьёзные болезни, в том числе инфаркт, онкологию, коронавирус, овдовев, Нина Фёдоровна не считает себя одинокой, ей помогает вера. В храм она ходит как в дом, где не только ждут её лики святых и молитва, но и родные, близкие люди. Здесь встречает она поддержку и видит примеры бескорыстной доброты.

Но наряду с уголком в своей квартире, где она проводит молитвенные часы, есть у неё другой дорогой «иконостас», где собраны незабываемые лики её родных: отца, матери, бабушки с дедушкой… Они всегда с ней не только на пожелтевших от времени фото, но и в душе.

Надежда Попова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16