Меню
16+

Сетевое издание ВАША ЗВЕЗДА

04.02.2022 12:50 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Оставил добрый след на земле

(Продолжение. Начало в № 3 за 28 января 2022 года)

Чуть позже я понял, что детство для Юрки и Верки закончилось, и они шагнули в какой-то новый для них этап своей жизни.

В 1949 году меня приняли в первый класс. В школе я учился с желанием, и учёба давалась мне легко. Какая была радость, когда перед Новым годом в третьем классе за отличную учёбу мне подарили новые валенки. До этого приходилось ходить в тех, которые носил Юрка, а они были размера на 3-4 больше.

Любимыми предметами в школе были математика, литература, рисование и труд. Директор школы Кульков Иван Семёнович, кроме истории и Конституции СССР, преподавал ещё и труд. Учил нас в основном слесарному делу.

После окончания семилетней школы пошёл работать в совхоз, так как учиться дальше было не на что. Возил на лошадях сено и солому с полей к фермам. Это была нелёгкая работа. Одновременно учился в вечерней школе. Занятия вели опытные учителя такие, как Н.А. Свиркин, М.Н. Свиркина, А.П. Перегудина и другие. Однако среднее образование получить не успел. Осенью 1960 года призвали на военную службу.

Первый год служил в Томской области на станции Итатка, вернее, часть располагалась в трех километрах от станции на берегу таёжного озера. Потом нашу часть перебросили в такую таёжную глухомань, что вокруг части зверья встречалось немеряно. И адрес у нас стал «Полевая почта», а это было характерно для частей, находящихся за рубежом нашей страны. В те годы от армии никто не бегал, а дедовщины и в помине не было. После войны прошло всего 15 лет, почти все офицеры были фронтовиками и умели сбивать блатной гонор быстро и решительно.

Всю нелегкую чашу трёхгодичной службы, как говорится, испил до дна. Много чего было, и разные командиры попадались. Строгие и справедливые – таких мы уважали, обычно такими были те, кто непосредственно участвовал в боях. Бывали и жестокие самодуры, которые раздувались от власти – таких мы ненавидели. Частенько это были тыловики и свежеиспеченные «микроподполковники» из военных училищ. С такими командирами чувствовали себя, как в глухом мешке, из которого невозможно выбраться.

И не у всех получалось приспособиться и вытерпеть. Бывало и срывались. И кувыркался тогда молоденький лейтенантик, сбитый крепким солдатским кулаком. И не всегда солдата ожидал дисбат. Батя (комбат), фронтовик майор Беляков, Герой Советского Союза, разбирался в ситуации лично. Если был виноват офицер, то доставалось ему. Отправлялся под арест «за жестокие действия над подчиненными, порочащие офицерское звание и разложение дисциплины в своем подразделении, и так же за подрыв высокого звания советского офицера».

Если же был виноват солдат, который распустил руки на справедливое требование своего командира, его без промедления ожидал трибунал и дисциплинарный батальон сроком на один год или на два. А после отбытия наказания солдат возвращался в часть и дослуживал то, что не дослужил до приговора. Бывало у любителей помахать кулаками, служба растягивалась на четыре, а то и на пять лет.

Фотографий со службы у меня почти нет, потому что негде было фотографироваться, и некому это было делать.

Сфотографировал нас однажды замполит, которому помогал оформить расположение части. Рядом со мной белорус Андрей Якуш из Витебска. Его мать повесили фашисты, она была партизанская связная. Предатель отсидел восемь лет. Вернулся и, живя по соседству с дочерьми казненной, стращал их «в случае какой заварушки висеть и вам на том же суку». Сёстры писали об этом Андрею. Я видел, как он бледнел и сжимал кулаки. «Убью, гада»,- говорил он.

После дембеля в декабре 1963 года я вернулся в Тихвинку. И передо мной встал вопрос о трудоустройстве. Идти работать в совхоз мне не хотелось. И в январе 1964 года я приехал к старшей сестре Лиде. Она, к тому времени, уехала с мужем из Омска и жила в с. Ленино Пристанского совхоза Таврического района. Там я узнал, что в местную начальную школу требуется учитель.

Работавшая учительница ушла в декретный отпуск, и найти ей замену посреди учебного года было проблематично, а здесь подвернулся я. И меня взяли, хотя я и не имел среднего образования. Вёл уроки во 2-4 классах. Отсутствие образования не стало камнем преткновения. Работалось легко и интересно. Значительную помощь оказывала молодая учительница 1-3 классов Любовь Андреевна. Совместная работа в школе сблизила нас, мы много времени проводили вместе. И в августе 1964 года мы решили пройти по жизни рядом, рука об руку. Так и идём уже вот почти 56 лет.

1964-65 учебный год мы проработали в Тихорецкой восьмилетней школе Новоуральского ОПХ. Я – учителем физкультуры, рисования и черчения, а Люба – пионервожатой, т.к. места учителя начальных классов не было. В 1965 году нас направили в новую 8-летнюю школу в с. Ягодное Таврического района. Меня учителем трудового обучения, физкультуры, рисования и черчения, Любу – учителем русского языка и литературы. Но в конце августа выяснилось, что дочь какого-то местного чиновника, завалив экзамены в институт, решила поработать в школе.

Конечно же, всё быстро завертелось в нужную для неё сторону и мою жену перевели в Пальцевскую 8-летнюю школу учителем начальных классов, а меня оставили в Ягодном. Нашу семью разорвали в буквальном смысле. Правды я нигде не нашёл, и мне пришлось уволиться по собственному желанию. Я приехал в Пальцевку и устроился работать в школьную кочегарку, где и проработал долгие 7 лет. За эти годы у нас родились две дочери. В 1966 году – Света, а в 1969 году – Оля.

Люба заочно окончила Омское педагогическое училище в 1968 году.

В 1971 году меня пригласили в местную школу учителем трудового обучения, рисования и черчения. В этом же году я поступил учиться в Омский сельскохозяйственный техникум на отделение «Зоотехния». После окончания техникума меня очень настойчиво приглашал на работу директор Гончаровского совхоза Н.Г. Сорока. Но работа с детьми в мастерской мне нравилась, и переходить в другое место я не захотел. Вместе с тем я понимал, что приходят новые времена и специальное образование необходимо, поэтому в 1978 году я поступил в Омский педагогический институт на геофак. Это были трудные годы для нашей семьи. К тому времени у нас было трое детей – родился сын Серёжа.

(Продолжение следует)

На снимках: Иван Максимович и Марфа Андрияновна Сазоновы;

военнослужащие Михаил Сазонов и Андрей Якуш из Витебска;

семья СЧазоновых; супруги Михаил Иванович и Любовь Андреевна Сазоновы

В. Вакиш, председатель совета ветеранов, с. Южное

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14