Меню
16+

Сетевое издание ВАША ЗВЕЗДА

07.05.2021 14:03 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Разбитая балалайка

Этот рассказ, сопроводив его рубрикой «Такая, брат, война», написал двадцать лет назад наш постоянный селькор Э.Я. Бауэр. Тогда он не был опубликован на страницах «Звезды», но сохранился в газетных архивах. И пусть он увидит свет сейчас, в 76-ую годовщину Победы. Война, действительно, для каждого была своя…

В первую зиму после выселения немцев из Поволжья, эта большая семья из десяти человек жила в одном доме с семьёй Острижко. Она занимала сенки площадью примерно пять на шесть метров.

Дед Емец перегородил их так стенкой в полсамана, чтобы можно было пройти в комнату, где жили хозяева. Пола деревянного не было, поэтому его засыпали соломой, чтобы у босоногих детей не так мёрзли ноги. Соломой же топили печку. Спали дети на настиле, сооружённом из досок у стены. Дед занимал место на тёплой лежанке, а самая маленькая, двухлетняя Ирма, спала с родителями на железной кровати. На этом же помосте, застеленном тряпьём, ребятня играла днём в свои детские игры.

К ним часто приходила соседская девочка Лида. Она была прелестна! Её тёмные волосы спереди подстрижены у самых бровей, а сзади закрывали шею и мочки ушей и хорошо расчёсаны. На ней было длинное платье, перешитое, видимо, из материнской кофты, а босые ноги – синие от холода. Она встала у столба, подпиравшего потолок почти по центру комнаты, на котором на вбитых гвоздях висела верхняя одежда, прислонясь к нему спиной.

Влюблённый, видимо, от рождения во всё красивое, Отто не мог оторвать от неё глаз. Он слез с настила и, подойдя к матери, сидевшей у тёплой печки и что-то латавшей из прохудившейся одежёнки, спросил: «Мама, а почему она так подстриглась?»

Раньше он видел только девочек с заплетёнными косичками. «Так подстригаются почти все девочки-хохлушечки», – ответила мама. Что означает слово «хохлушечка», он узнал значительно позже, когда одна из этих прекрасных представительниц украинской национальности стала его женой.

А пока Отто почти каждый день бывал у Острижко, подолгу играл с девочкой Лидой и разглядывал её очаровательную, замысловато подстриженную головку. И не мог наглядеться!

Мама Лиды – худощавая, как ему казалось, пожилая женщина с морщинками у губ и когда-то очень красивыми, а сейчас глубоко запавшими синими глазами, была всегда молчалива, а с домашними разговаривала негромким голосом, никогда его не повышая.

Однажды в холодный зимний вечер она зашла к ним. Протянула бумажку отцу, стоявшему у окна с газетой «Большевистская трибуна», и попросила прочитать. Отошла к столбу-вешалке рядом с палатями, где сверху на тряпье лежала балалайка, и спрятала руки под чёрную шаль, накрывавшую её плечи.

На балалайке худо-бедно играл Отто и громко пел песни о Сталине, коннице Будёнова и отряде Щорса. Была ещё скрипка, на которой иногда играли дед и отец, и тогда все умолкали, слушая её грустный напев.

Отец начал вслух читать: «Ваш муж, Острижко Н.Ф., рядовой стрелок №-го полка, погиб смертью храбрых в борьбе с фашистскими захватчиками…».

Лицо женщины покрыла смертельная бледность. Закатив глаза, она упала навзничь на палати. Раздался сухой треск и приглушённый звук струны. Гриф балалайки был переломан посередине.

Лидину маму привели в чувство и рыдающую увели домой. Из прочитаного отцом мальчик мало что понял. Он кинулся спасать свой любимый инструмент, но, увы, балалайка ремонту не подлежала.

Когда мать растолковала ему содержание похоронки, и почему упала Лидина мама, Отто вдруг сам безутешно заплакал. Ему до боли стало жалко девочку Лиду, у которой не стало папы, и обеих матерей, которые, обнявшись, плакали навзрыд. Жалко было и балалайку. Он ещё долго думал, глядя в темноту, зачем надо воевать. И почему на войне обязательно убивают? Трудно было во всех этих коллизиях разобраться, когда тебе нет ещё и семи лет.

Весной семья Острижко выехала из Уманки. Уехала, конечно, и девочка Лида. В распоряжении семьи переселенцев с Поволжья теперь оказалась вся квартира. Жить стало просторнее. Но для мальчика Отто ничего утешительного в этом не было. Он ещё долго скучал о девочке, с которой война разлучила его навсегда.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6