Меню
16+

Сетевое издание ВАША ЗВЕЗДА

22.05.2020 11:51 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Сыны крестьянского рода

Григорий Сергеевич Павлюченко

В год 75-летия Великой Победы мы вспоминаем наших родных и близких, на чью долю выпала великая миссия – спасение своего народа от порабощения и освобождение других народов от немецко-фашистского рабства. И я хочу рассказать о судьбах двоюродных братьев моей мамы – Григории Сергеевиче и Алексее Сергеевиче Павлюченко.

В раннем детстве, когда в разговорах взрослых я слышала слова: «до войны», «после войны», «на войну», в моём сознании сразу возникал образ страшного чудовища, дошедшего до нашей маленькой деревни и затаившегося за ближним лесом. Спасительная мысль о том, что «войну» победила наша Красная Армия, и её никогда не будет, переполняла такой великой радостью, от которой хотелось петь, летать и любить весь мир.

Потом были первые кинофильмы: «Радуга», «Они защищали Родину». Первые прочитанные книги: «Молодая гвардия» и «Четвёртая высота». Мы, рождённые в мирное время, росли и ходили в школу, ещё не осознавая, какие герои живут рядом с нами, учат нас русскому языку, родной литературе, истории и совсем не похожие на героев трудятся на полях и других сельских работах. Всё придёт гораздо позже: великая благодарность за счастье жить под мирным небом, гордость и преклонение перед подвигом всего советского народа-освободителя и чувство долга свято сохранять память о героическом поколении наших отцов, родных, земляков.

О старшем, Григории, прошедшем войну, прожившем большую нелёгкую жизнь мне многое известно из его писем, приходивших в 90-е годы с Украины. Младший, Алексей, умер от ран молодым, и не осталось ни одной фотографии.

Братья родились и выросли в селе Павлоградка в большой крестьянской семье украинских переселенцев из Полтавщины. Григорий родился 13 августа 1919 года, а в ноябре в село пришли отступающие белогвардейцы и расположились в нескольких домах на Пречипиловке (так называлась улица на окраине). Были среди солдат больные и раненные. По семейному преданию мать маленького Грицыка, Наталья Яковлевна (в девичестве Киричёк), всё время держала его на руках и незаметно щипала, чтобы дитё плакало. Так она уклонилась от обязанности готовить еду постояльцам и уберегла себя и ребёнка от заражения тифом.

Лучшими годами в своей жизни Григорий Сергеевич называл детство, школьные годы и молодость, опалённую войной, которые прошли в Павлоградке. В пожилом возрасте, находясь далеко от родных мест, тепло вспоминал учителя Илью Сидоровича Бойко, одноклассников: Антюховых, Белоконь, Олейников, Стороженко, Ситниковых, двоюродного брата Федю Павлюченко, с которым иногда за озорство выгонялись из класса.

Когда в селе появились трактора «Фордзон» и «Катерпиллар», мальчик загорелся мечтой стать похожим на первого павлоградского тракториста Василия Феоктистовича Никитина, чтобы, так же как и он управлять сложной техникой и работать на полях. Овладеть полюбившейся профессией помогли уроки труда. Они проходили в мастерских МТС, где ребята с пятого класса изучали устройство трактора, разбирали его по частям, а девочки мыли детали в керосине. После окончания седьмого класса в 1936 году мечта сбылась и началась трудовая биография юного механизатора, прерванная службой в Красной Армии, а затем – Великой Отечественной войной.

На фронте мой дядя служил в артиллерии, в самом уязвимом роде войск и вскоре был тяжело ранен. После лечения в городе Тбилиси его признали негодным к строевой службе, и он вернулся в Павлоградку к родной сестре Фросе Бажан. Их родители ещё до начала войны уехали на Украину и жили в то время на оккупированной немцами территории. А здесь, в тылу, очень пригодились его руки, так как мужчин в селе осталось мало, все одноклассники Григория ушли на фронт.

До октября 1942 года работал трактористом в МТС, с напарником А.П. Кацаем и всегда занимали первое место по выработке на тракторе. За это им присвоили звание «самолёт», играли туш на мандолине и баяне, а отстающие получали «черепаху» и украинскую народную песню «И шумыть и гудэ, дрибный дождик идэ…». Работали с таким задором, не жалея сил, потому что знали: от их усилий зависит боеспособность армии в тяжёлых боях защищающей Сталинград и многие города, сёла, захваченные врагом, ждут освобождения.

Когда закончили уборочные работы на полях, Григорий с В.Ф. Никитиным вывозили зерно в Куломзино. В октябре пришла повестка, и он ушёл на фронт, несмотря на то, что нога была отёкшей от оставшегося в ней осколка. Впереди были три зимы и два лета тяжёлых наступательных боёв, бесчисленные потери однополчан, новые ранения и контузия. В битве на Курской дуге дядя командовал орудийным расчётом. Войну закончил в Берлине и ещё служил в Лейпциге в оккупационных войсках.

Всё преодолел крестьянский сын из сибирской глубинки. И велика была его радость встретить Победу на реке Эльбе. На фотографии, сделанной в 1946 году – молодой, жизнерадостный человек и трудно представить, глядя на снимок, все испытания и нечеловеческие страдания, выпавшие на его молодость. Они дадут о себе знать в мирной жизни болезнями, многими операциями, бессонными ночами. Сын крепкого крестьянского рода, отличавшегося долгожителями, проживёт 75 лет. На фотографии 1986 года эти отметины отражены на его лице, а на груди – многочисленные ордена и медали говорят о пройденном боевом пути и заслугах в мирной жизни. Григорий Сергеевич создаст семью, построит дом, воспитает дочку и сына, дождётся внуков и сохранится в их памяти заботливым отцом и любящим сыном. В его большой семье окружённая теплом и заботой его мама Наталья Яковлевна прожила до 95 лет. Дети работали в совхозе, а внук так же, как и его героический дед, до призыва в национальную гвардию станет трактористом. Здесь уместно сказать: крестьянскому роду нет переводу.

Последние годы жизни для Григория Сергеевича были самыми тяжёлыми, они пришлись на лихую перестройку и позорные 90-е. Письма ветерана – живые свидетели и крик души о происходивших процессах на Украине до и после распада нашего общего дома – Советского Союза. Он имел право писать и говорить о разрухе, о пустых магазинах, о безработице и голоде в городе, об отсутствии лекарств и нищете больниц, о разжигании национализма и падении нравов.

В письмах тревога о будущем молодого поколения и обездоленных стариках. Гражданская смелость фронтовика диктовала эти письма и всё называла своими именами. Так наперекор границам больной, но мужественный человек сохранял связи с родственниками и однополчанами. «Пока рука держит перо, буду писать!» – с этим девизом жил до последнего дня. В личном плане от новой власти шансов на спокойную обеспеченную старость не предвиделось. Выручало подсобное хозяйство, огород и заработанное детьми зерно в совхозе. С горечью сообщал инвалид войны, болеющий астмой, что домашний телефон не работал полгода, пока сам не съездил в районную администрацию, и тогда наладили связь, и можно было вызывать скорую. И здесь же привёл пример хорошей организованности из другого времени. Отмечали 50-летие освобождения их села 28 октября 1943 года, и женщина односельчанка вспомнила добрым словом советскую власть, при которой новый 1944 год встречали с конфетами и печеньем. Так было.

Перечитывать письма тяжело, зная, как сегодня выживает украинский народ, втянутый националистами и русофобами в гражданскую войну. Но одну цитату мне хочется привести, сохраняя орфографию дяди. «Я уже ни радио, ни телевизор не смотрю, чтобы не расстраиваться, надоело слышать: «за вильну, самостийну Украину!» Порвали связи с Россией, а сами выжить не можем. Республика очутилась в страшном положении из-за энергоресурсов, которые получаем из России. Даже Пушкин писал «Товарищ, верь! Взойдёт заря пленительного счастья», называл «товарищ», а теперь у нас «пан» и «пани», август 1993 года».

В восьмом томе Книги «Солдаты Победы» Омской области на странице 420 есть строки: Григорий Сергеевич Павлюченко (1919-1994 г.г.) село Павлоградка, сержант, ком. отделения, БФ. Трижды ранен». А на странице 422 там же помещены две фотографии 1946 и 1986 годов с подписями, несоответствующими действительности. В краеведческий музей Таврического района я подавала заявление и фото, где все данные были указаны, верно, но каким-то образом появились досадные искажения. Объяснить их можно спешкой сотрудников, готовивших списки.

Мне удалось найти в Книге Памяти Запорожской области запись о моём втором дяде: «Алексей Сергеевич Павлюченко, 1921 года рождения, р.п Павлоградка Павлоградского района Омской области, крестьянин. Призван в 1940 году, рядовой. Умер от ран 1 марта 1944 года, похоронен он в Павлоградском районе Омской области». Здесь всё отражено, верно. Алексей пришёл с фронта в Павлоградку в 1943 году израненный и больной в сопровождении медицинской сестры. Проживал у сестры Фроси. Недоедание и отсутствие лекарств подтачивали его силы. К нему приходили одноклассницы, но Алёше становилось всё хуже. В бреду он часто проклинал фашистов. А перед смертью попросил у сестры хлеба и с этим кусочком в руке скончался. Это случилось 1 марта 1944 года. Фрося из оставшейся муки испекла хлеб и мужчины, предавшие умершего земле, пришли с кладбища к ней, разломили этот хлеб и так помянули Алёшу. Когда я пишу эти строки, слёзы текут сами, и я их не сдерживаю и не скрываю.

Дорогие павлоградцы, берегите в сердцах память о ветеранах Великой Отечественной войны, о ваших родных и близких, приближавших Победу на фронте и в тылу. Гордитесь великой историей нашего народа. Берегите себя и свои семьи!

В. Останина, член Союза писателей России

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11