Меню
16+

Сетевое издание ВАША ЗВЕЗДА

03.04.2020 11:51 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Служба длиною в семь лет

Н.И. Кишков с внуком

К 75-летию Победы

Армейская служба для Николая Ивановича Кишкова, паренька из сибирской деревеньки Урожаевка, растянулась на долгих семь лет.

Семья Николая Кишкова жила мирными заботами, пока не грянула война. Он закончил только местную начальную школу, а дальше учиться надо было в другом селе. И он, как многие в те трудные годы, пошёл в колхоз сначала на разные работы. После того, как при Юрьевской МТС отучился на двухмесячных курсах трактористов, ему, 16-летнему юноше, доверили технику.

В армию призвали парня в 17 с половиной лет в ноябре 1944 года, когда бои на Западном фронте уже шли к своему завершению. Новобранцев обучали в Красноярском крае в 33-ем учебном стрелковом полку. В числе 10 курсантов, умеющих обращаться с тяжёлой техникой, его отправили в танковое училище.

Но и здесь обучение оказалось не долгим, спустя три месяца им вручили корочки механиков-водителей танка и назначение в далёкую Монголию в город Чайболсан. Здесь был расквартирован 277-ой гвардейский стрелковый полк, уже проявивший себя в боях на западном направлении.

Обустраивались на новом месте в спешном порядке, сначала жили в палатках, одновременно строя землянки, склады и прочие необходимые военные объекты.

Шёл август 1945 года, давно отгремели победные залпы, а здесь всё было пропитано ощущением скорых боевых действий с до зубов вооружёнными вояками японской Квантунской армии.

13 августа пришёл приказ: перейти в наступление. В этой военной кровопролитной операции, длившейся до 3 сентября 1945 года, Николай Кишков принял непосредственное участие в качестве механика-водителя танка. Он оказался самым молодым и неопытным в составе экипажа боевой машины: все, начиная от командира, до наводчика орудия, заряжающего, уже прошли огненное крещение в боях под Кёнигсбергом.

Но не растерялся и не струсил сибирский парень, когда в разгаре боёв среди грохота разрывов давил гусеницами танка самураев-смертников, буквально приковывавших себя цепью к пулемёту, и их многочисленную технику. Группировка японцев под городом Салюнь оказывала яростное сопротивление наступающим частям Красной армии. Город взяли после упорных боёв. Впереди шли танки, вели обстрел полковые «Катюши» и артиллерия, следом шла пехота. Следующим городом стал Порт-Артур, где особенно запомнились танкисту Н.И. Кишкову смертники, подрывавшие себя под траками советских танков. Ещё ему пришлось в этот свой короткий, но нелёгкий фронтовой путь побывать в Мукдене, Харбине, но известие о безоговорочной капитуляции Квантунской армии встретил сибиряк всё-таки в Порт-Артуре.

Армейская служба для парня продлилась без малого семь лет. И куда только не получал назначения: в Германию, снова на Дальний Восток в г. Биробиджан. Домой вернулся зрелым мужчиной, познавшим жизнь и повидавшим мир, когда ему исполнилось 23 года.

На гимнастёрке у солдата были медаль «За победу над Японией», орден Отечественной войны второй степени, к ним впоследствии добавились юбилейные медали.

Вернулся в родное село, вскоре сложилась семья. С женой Людмилой Карповной воспитали троих детей. Чтобы детям было легче учиться и получить хорошее образование, переехали в райцентр.

Кем только не трудился в мирные годы Николай Иванович: мотористом, каменщиком, плотником, слесарем на водопроводной станции, не боялся никакой работы. По крестьянской привычке супруги держали большое подсобное хозяйство, не умели до преклонных лет жить в праздности.

Надежда Попова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3