Меню
16+

Сетевое издание ВАША ЗВЕЗДА

07.02.2020 13:35 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Не терял бодрости духа

А.Г. Смычков с сыном Николаем. Фото 1960 года

Галина Андреевна Терещенко и её родной брат Николай Андреевич Смычков по праву могут считать себя павлоградцами. На павлоградской земле они живут более 40 лет. Родом они из Седельниковского района, откуда их отец в далёком 1942-ом году ушёл на фронт. О нём, фронтовике Андрее Георгиевиче Смычкове, его дети написали в редакцию «Вашей Звезды».

Андрей Георгиевич Смычков родился в сентябре 1924 года в деревне Петропавловка Рагозинского сельского совета в большой, многодетной семье. После окончания средней школы он работал в колхозе. Только жизнь начала входить в нужное русло – грянула война. Одного за другим мужчин из большой деревни призывали на фронт, остались старики, дети и женщины.

Отца призвали в августе 1942-го, на фронт он попал в октябре того же года. Служил в гвардейской воинской части № 255, в стрелковом полку. В мае 1943 года был контужен, а в ноябре 1944 серьёзно ранен в ногу, её пришлось ампутировать…

В центральном архиве министерства обороны имеется документ, содержащий запись о представлении А.Г. Смычкова к награде – медали «За боевые заслуги». «О подвиге повара стрелкового батальона – гвардии рядового Смычкова Андрея Георгиевича: во время наступательных боёв полка с августа 1943 года показал себя мужественным и отважным воином. Товарищ Смычков А.Г. работает там, где положено трём, и, несмотря на это, бойцы на передовой аккуратно и своевременно получают горячую пищу. Боевая обстановка не является препятствием в работе товарища Смычкова А.Г.».

К сожалению, сведения о других наградах не сохранились. Вернулся папа с фронта в воинском звании «сержант». Вернулся инвалидом.

Для него, как и для миллионов других, война стала величайшим испытанием сил, характера, любви ко всем и ко всему. Отгремели фанфары Победы, ликование со слезами на глазах, ослепительный праздник стал лишь прологом к трудной послевоенной жизни.

Папа был человеком грамотным, его назначали начальником почты в селе Рагозино. Вскоре его женой стала Мария Фёдоровна Мешкарудник. Молодые поселились в одной из комнатушек в здании почты.

Семья Марии Фёдоровны, нашей мамы, переехала из Белоруссии в деревню Неждановка Рагозинского сельского совета Седельниковского района в те далёкие времена, когда за тысячи километров люди ехали за наделом земли. Мама была девятым, младшим ребенком в семье. Держали хозяйство, дед Фёдор сеял табак и продавал его в Омске. Будучи маленьким ребёнком, я приезжала на их усадьбу, помню крыши, покрытые берестой, много живности на подворье. В погребе в сарае (его называли «ледником») хранили березовый сок в бочках, из него делали квас. На свободные деньги дед покупал станки для обмолота льна и другое, без чего в крепком хозяйстве было не обойтись. Во времена коллективизации всё было отдано в колхоз, оставили только то, что можно было, по минимуму. Дед Фёдор был мужиком очень трудолюбивым, старался всё делать своими руками.

Позже молодая чета Андрея и Марии Смычковых переехала в небольшой домик, где у них родились дочки Дуся и Галя, сын Николай...

Наш отец отличался честностью, трудолюбием, безукоризненным отношением к своим служебным обязанностям. Но старые раны давали о себе знать, пришлось оставить свою работу. Однако он был воспитан так, что не мог сидеть, сложа руки, старался всем помочь: к нему приходили с просьбами написать письмо, подписать посылку для родственников. Летом он готовил грабли, зубья для граблей (в пору сенокоса). Всё это вручную – для своей семьи и для соседей, в основном одиноких женщин. В пору сенокоса он «отбивал листовки» – точил их для косьбы травы.

Когда во время сенокоса нам давали лошадь, с нами ездил и отец. Мы везли с собой косы, грабли, продукты, чтобы перекусить. Отец одевал протез и пытался делать несколько прокосов, чтобы помочь маме и сестре. А когда мы ворошили сено граблями, зубья у них часто ломались, он их чинил (заготовки тоже брали с собой).

Папа никогда не терял бодрости духа, старался быть полезным дома: пока мы в школе, а мама на работе, приготовит покушать, что умел и из тех продуктов, что были. Пенсия у него была маленькая, зарплата у мамы тоже небольшая. Летом мы, дети, ходили в лес собирать грибы, ягоды – делали заготовки на зиму. Папа помогал их перебирать, варить. Он даже помогал копать картошку: мы подкапывали лопатой или вилами, а он, сидя в ватных штанах, подшитых клеёнкой или брезентом, чтобы не промокали и было тепло, её выбирал. А вёдра с картошкой мы уносили и ссыпали в кучу, чтобы она просыхала.

Весной начиналась заготовка дров вручную. Всё делали в лесу: пилили, кололи, складывали, а потом организовывали вывозку дров машинами. Нанимали по вечерам водителей из механизированных колонн, приезжавших из города Омска на уборку. Однажды отец написал письмо на имя Л.И. Брежнева с просьбой о помощи в приобретении бензопилы «Дружба». На эту просьбу пришло свыше разрешение, нам её продали, как сейчас помню, за 160 рублей. Она до сих пор в целости и сохранности, в хозяйстве у сына Николая.

Так жили наши родители: в трудах праведных, праздниках нечастых, но в согласии с собой и друг другом, не гневя судьбу.

В то время радио в селе работало с 6 утра до 12 ночи, телевизора не было, книги брали читать в библиотеке. Папа любил читать газеты, слушать радио. Без протеза он ходить не мог или совсем недалеко, поэтому к нему нередко заходили соседи, друзья, родные, односельчане, с которыми он мог пообщаться. Они нередко говорили о военной поре, которую пришлось пережить.

У каждого человека есть своя мечта, у наших родителей – помочь устроиться в жизни своим детям. Их старшая дочь Евдокия окончила строительное училище, сын Николай – сельскохозяйственный техникум, больше всего повезло мне: я окончила Омский педагогический институт имени А.М. Горького, всю свою сознательную жизнь проработала учителем математики.

30 января 1975 года папы не стало: он умер в госпитале в городе Омске от сердечной недостаточности. Мама после его смерти жила одна, отвергая предложения сельских кавалеров и храня в сердце бесконечную любовь к своему первому и единственному мужчине.

Давно закончилась война, но мама не раз рассказывала нам о лепёшках из крапивы, которыми люди спасались в голодную, лихую годину, будто она и спустя десятилетия чувствовала вкус тех крапивных лепёшек с конопляным маслом.

В свои девяносто мама не теряла интереса ко всему происходящему в современном обществе, не утратила связи с родными, близкими, друзьями. Ежегодно бывала, как и мы теперь, на могилах родных, какой бы длинной и утомительной не была туда дорога. Ведь в Рагозино не только её отчие могилы, но и мужа, с которым вырастили троих детей.

8 сентября 2018 года на 94-ом году жизни наша мама, бабушка, прабабушка, замечательная женщина, ветеран труда, ветеран войны, вдова участника великой Отечественной войны ушла из жизни. Последние 33 года она прожила рядом с нами, в Павлоградке. Из её уст – свидетеля тех трудных лет – студенты, ученики школ райцентра не раз слышали рассказ о военном лихолетье, о муже-фронтовике, судьбах женщин, детей, стариков, которые в тылу делали невозможное для скорейшего приближения Победы.

Г. Терещенко (Смычкова), Н. Смычков, р.п. Павлоградка

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11