Меню
16+

Сетевое издание ВАША ЗВЕЗДА

30.10.2020 11:34 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Тяжела вагонетка с углём

Единственная семейная фотография молодых родителей и её, маленькой Люси (рядом с мамой), где запечатлены мать Екатерина Давыдовна и отец Василий. Чья девочка постарше (рядом с отцом), Люся Васильевна не помнит

Сегодня в районе проживает 114 человек, имеющих статус пострадавших от политических репрессий. Они прошли лишения, пережили несправедливые обвинения как враги народа, здоровье многих подорвала тяжёлая работа в трудармии. Об одной такой семье этот рассказ.

Для многодетной семьи (десять детей подрастали у супругов) Екатерины и Давыда Лефлер, проживающей в деревне Липов Кут, их принадлежность к немецкой национальности в военные годы сыграла трагическую роль.

Однажды к ним поздним вечером постучали в окно и вызвали главу семейства, который за своё трудолюбие был на хорошем счету в колхозе. Но кому-то не понравилось, что в их доме постоянно говорили на немецком языке.

Больше мужа и отца ни жена, ни дети так никогда не увидели и не смогли ничего узнать о его дальнейшей судьбе.

С Катей Лефлер, одной из дочерей, получившей при рождении одинаковое с матерью имя, очень заметный в речи акцент, выдающий её национальную идентичность, тоже сыграл злую роль. Хрупкую, с грустными глазами девчушку, едва достигшую совершеннолетия, отправили в трудовую армию на угольные шахты далеко от дома в посёлок Вой-Вош Ухтинского района Коми ССР. Здесь «немку» определили в откатчицы – она катала в полусогнутом состоянии тяжеленную тележку с углём из забоя к месту отгрузки. Порой, всю долгую смену в шахте глаза у девушки были на мокром месте от усталости и обиды за тычки и грубости шахтёров, не скупящихся уколоть девушку её происхождением.

Но молодость брала своё, вскоре Екатерина познакомилась с парнем, работавшим на стройке и снискавшим славу искусного мастера резьбы по дереву. Василий Шаховский и стал её главным мужчиной, мужем и единственным спутником жизни, хотя оставил её вдовой в 27 лет. Василия часто «подкалывали» дружки по зелёному змию, что живёт он с «фашисткой», и он в пьяном угаре мог и обидеть свою замученную работой и бытовыми проблемами жену, хотя любил её по-своему.

Здесь же, в посёлке, в бараке, продуваемом холодными ветрами, родилась их первенец, дочь Люся, а через три года – сын Виктор. Жили, как и многие в послевоенные годы, бедно и голодно.

Люся Васильевна Зозуля, её старшая дочь, вспоминала, как радовались они с братом, когда из далёкого Липов Кута бабушка со ставшими взрослыми детьми высылала им скромную продуктовую посылку: муку, в которую укладывали яйца, чтоб не побились, сало, немного масла… Да и их самих иногда забирали погостить в дом бабушки, и это тоже отложилось в памяти добрыми воспоминаниями.

Оставшись вдовой, женщина с двумя детьми на руках решила вернуться в родные края. Обосновались в Павлоградке, сначала жили в съёмных комнатах, позднее Екатерина Давыдовна получила своё жильё на улице Тытаря. Здесь и выросли её дочь и сын, с которыми она, помня уроки трудармии, говорила только на русском, да и в школе они немецкий учили разве что на уроках иностранного языка.

Женщина больше не пыталась построить свою женскую судьбу, вся погрузившись в заботу о детях и внуках, работая не покладая рук то на заправочной станции, а позже помощником повара.

Одно время, когда её сёстры и брат уехали на постоянное место жительства на свою историческую родину в Германию, собралась и она туда. Надеялась, что дети, подросшие внуки последуют за ней. Но те прочно обосновались в Павлоградке, и на чужбину «сладкая жизнь» их не поманила. Через пять лет и сама Екатерина Давыдовна вернулась домой. Общительная, живая по натуре она быстро обрастала знакомыми и друзьями, радовалась успехам внуков, оставив за порогом горестные воспоминания молодости.

Признание Е.Д. Шаховской и её детей пострадавшими от несправедливых политических репрессий стало, конечно, слабым утешением за пережитые страдания, но выплату и льготы женщина приняла как должное. Судьба отпустила Екатерине Давыдовне долгие 90 с лишним лет жизни в окружении родных и близких людей, и больше она не слышала упрёков о своём немецком происхождении. А её дети: дочь Люся и сын Виктор, по-прежнему проживают в райцентре, давно стали семейными людьми и те далёкие детские годы стараются не ворошить в памяти.

Надежда Попова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

12